- Добрый день Лариса Константиновна. Спасибо, что пригласили нас в гости. Расскажите нашим читателям, что же это такое - детские сады инклюзивного типа?
Добрый день, читатели «Груши». Мне бы не хотелось начинать наше знакомство с официальных разговоров. Полное объяснение Вы можете прочитать в интернете и на официальных сайтах. Своими словами скажу так. Это детские центры, где идет развитие детей независимо от их статуса (т.е. является ли ребенок здоровым или имеющим диагноз по развитию)
- А как вы пришли к этой профессии? В какой момент Вы поняли, что это именно Ваше, помогать особым детям?
Я пришла к этой профессии не сразу. Несколько лет я проработала в начальной школе для одаренных детей. После рождения сына хотелось найти работу ближе к дому, чтобы чаще быть с семьей. Этой школой оказалась спецшкола для детей с тяжелыми нарушениями речи. Для этого пришлось получить профессию дефектолога-логопеда. Теперь я поняла - это была судьба.
- Существуют разные взгляды, и у многих родителей возникают множество сомнений по вопросам совместного обучения здоровых детей и детей с диагнозом. Что бы Вы могли сказать по этому поводу?
Для меня удивительно, что в 21 веке возникают такие вопросы. Диагнозы, как аутизм и синдром Дауна, у всех на слуху. Знаменитые родители, имеющие детей с диагнозами, не прячут, а выставляют жизнь своих чад напоказ. Уверена, они это делают, чтобы показать нам, что их дети ни чем не отличаются. Вы знаете, когда мы знакомим детей, они не замечают разницы, в отличии от родителей.
Что касается вопроса о совместном обучении. Я опросила родителей наших воспитанников. Замечают ли они изменения в худшую сторону у своих детей в поведении или развитии. Большинство ответили, что их дети стали более добрыми и менее эгоистичными.
В плане развития и обучения особое рвение проявляют как раз родители детей с диагнозами. Они нанимают (порой на последние деньги) всех специалистов , которые могут им помочь. Итог получается удивительным : со временем они становятся первыми в обучении обгоняя детей без диагноза.
- В группе находятся дети , которым поставлены страшные диагнозы синдром дауна , аутизм, а рядом с ними дети без диагноза. Возникают ли проблемы между ними? Есть ли не понимание? Возникают ли конфликты?
Во-первых, давайте не рассматривать эти диагнозы, как страшные. Большинство людей согласятся со мной. Надо четко понимать , дети с синдромом Дауна и аутисты не в коей мере не агрессивны и не опасны. Наоборот, в силу своего понимания жизни , они очень добры и наивны. Конечно, не все родители занимаются развитием своего ребенка. Одни прячут их дома, другие решают плыть по течению . Естественно у таких детей не развиты навыки социализации. Это может напугать других. Но уверяю вас, если изолировать любого ребенка, результат будет тот же.
Что же касается конфликтов, они возникают, как и в любом детском коллективе в борьбе за лидерство и понравившуюся игрушку.
- Многие мамы опасаются, что у их здорового ребенка будут задержки в обучении, если рядом с ним будет находиться ребенок с диагнозом. Так ли это? Все-таки эти дети требуют большего внимания.
Первоочередная задача детских садов – социализация детей в обществе. Цель – создать благоприятные условия для полноценного развития ребенка дошкольного возраста, сформировать у них основы культуры, развить психические и физические качества в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.
Скажите, разве ребенку с диагнозом это не нужно? Не возникает сомнений, эти дети способны многому научиться, их потребности не отличаются от потребностей любых, обычно развивающихся детей. Абсолютно согласна, им требуется больше внимания. Именно поэтому к каждому прикреплен педагог-тьютер, который им помогает.
- Родители зачастую не всегда понимают, что с ребенком, что то не так. На что они должны обратить внимание? Что в поведении ребенка их должно насторожить?
Сейчас в мире всеобщей информации этой проблеме посвящены многие статьи и передачи. Буду краткой. Если ребенок в 2 года не отзывается на свое имя, не хочет участвовать в играх, имеет низкий словарный запас или вовсе не разговаривает, игнорирует окружающих, не замечает уход родителей. В этих случаях у родителей всегда есть возможность обратиться в детскую поликлинику к неврологу или логопеду за более подробной информацией.
- У каждого родителя возникает чувство шока и ужаса, когда их ребенку ставят диагноз. Что бы Вы сказали этим родителям? Как помочь им справиться с ситуацией? Как объяснить, что это не конец жизни?
Я считаю, что чувство шока и ужаса – это естественная реакция человека на случившиеся. А вот насколько долго это чувство будет сохраняться и что выбирать, решать только родителям. Хочу привести пример одной моей мамочки, имеющей ребенка с диагнозом синдром Дауна. Узнав о диагнозе ребенка в роддоме, она 5 дней проорала и билась головой об стенку. На шестой день она стала думать как с этим жить . С 1,5 лет ребенок посещает развивающие занятия для обыкновенных детей . В 5,5 лет: полное понимание и оценивание себя как личности, знание элементарных математических навыков, чтение по слогам .Этот результат может получить практически каждый ребенок с диагнозом. Каждый выбирает сам : считать это концом жизни или развиваться вместе с ребенком и радоваться жизни. Поверьте, это реально.
- Может ли ребенок с диагнозом синдром Дауна или аутизм полностью адаптироваться к социальной жизни? Бывало ли так, что диагноз полностью снимают?
Прежде чем ответить на этот вопрос, я хочу тоже спросить: сколько родителей, имеющих обычных детей-подростков могут сказать о полной адаптации своих детей в обществе? Очень часто мы наблюдаем инфантилизм, стрессо-неустойчивость нашей молодежи. Поверьте, некоторые наши дети более стрессоусто́йчивые и они лучше владеют навыками работы в команде, чем наши обычные дети.
Возвращаясь к снятию диагноза. Такие диагнозы не снимаются, но мы можем их сравнить и с диагнозом сахарного диабета у детей. Он тоже на всю жизнь, но ребенок живет обычной жизнью с конкретными ограничениями. Это происходит и с нашими детьми. Хочу еще раз подчеркнуть, речь идет о детях посещающих инклюзивные учреждения и при полном сопровождении медиков и поддержки родителей.
- Пожелайте что-нибудь нашим читателям.
Желаю всем нам четкого понимания того, что без борьбы нет жизни. И неважно является ли это борьба с собственной ленью или борьба с тяжелым диагнозом. Выигрывает самый целеустремленный. Поэтому ставьте цели и не бойтесь их добиваться. Удачи всем!