Представьте: вы в Москве придумали замечательную игрушку, а вашу идею украли – причем, сделала это крупная европейская компания. Настя и Василий пожимают плечами: это и есть признание того, что твоя продукция на самом высшем уровне. Чему тут расстраиваться?
Настя и Василий это творческий дуэт
«Шуша». Красивые обаятельные муж и жена. Они несколько лет производят дизайнерские развивающие игрушки из дерева. Гордятся тем, что их продукция красивая. И счастливы, что популярность «Шушы» растет год от года. Причем, не только в России, но и в Азии, Европе и даже Австралии – с другой стороны земного шара.
Как им это удалось? Что они на самом деле делают?
Чтобы понять, «Груша» пришла в гости к «Шуше». Мы сидим, пьем чай. Василий и Настя рассказывают про свой проект, свои принципы.
И показывают игрушки:
Набор «Составь портрет» мы придумали шесть лет назад. Думали, что для мира это нечто совершенно новое – конструктор, в котором множество деталей, и с их помощью можно создавать какие хочешь лица. А оказалось, что в Японии, где мы теперь продаемся, это традиционное развлечение. Поэтому, возможно, они нас и «приняли». То есть, с одной стороны, они увидели привычную им идею, а с другой – наши наборы были для них чем-то новым, «чем-то из России».
Или забавная история про корейцев. Мы привезли им игрушку
«Съедобное-несъедобное», про повара. Суть набора в том, что кружки со «съедобным» рисунком в рот повара пролезают – он их как бы «ест», – а «несъедобные» застревают. Все замечательно, всем нравится… Но корейцы не поняли, почему это повар не может «съесть» насекомое – они же сами их едят! Еще оказалось, они не знают, что такое елочная шишка, которую мы тоже нарисовали на одном из кружков :)
Мы продаем за рубежом 80% наших игрушек. Китай, Корея, Япония, Западная Европа. Скоро появимся в Южной Америке. Мы с самого начала ставили себе задачу стать международным брендом. Так что, в какой-то степени, все идет по плану.
«Шуша» это игры и наборы, у которых нет обязательного заранее предписанного результата. Мы много наблюдали за детьми, которые играли в игрушки и конструкторы. Все они хотят придумать что-то свое, а не то, что «планирует» производитель. Вместо самолета они делают космический корабль или дом, вместо трактора – гоночный автомобиль. Мы в детстве сами делали так же. Вы в детстве сами делали так же.
«Простые формы, абстрактные идеи». Это что-то вроде нашего кредо. Например, в наборе «Составь портрет», он может один и тот же элемент представить, как бороду и как прическу. А вот эту деталь – как глаз или нос. Лицо может улыбаться, а может грустить. В конце концов, это может быть и вовсе не портрет, а что совершенно иное – ведомое одному ребенку. Его же мир богат, он же бескрайний!
Пять лет назад мы впервые приехали на крупнейшую выставку игрушек – немецкую Spielwarenmesse, – и оказались одни такие, со своими дизайнерскими деревянными наборами. Год спустя появились маленькие компании с похожим подходом. Последние два года это и вовсе приобрело массовое явление, а нас включили в каталог брендов, которые соответствуют трендам 2016 года. Мы рады создавать тренд :)
Короче, не удивительно, что у нас «украли» какие-то идеи. Мы же «на виду» и мы маленький производитель. Большие производители так и делают: ходят по выставкам, смотрят на тенденции, видят интересные идеи и – реализовывают их. Маленькие производители – они более гибкие и творческие, но они же и маленькие. А большие, так называемые «мейджоры» - они развивают лучшее. Тут нечего расстраиваться, это надо просто принять.
В любую нашу игрушку заложен юмор. Нам это очень важно. Повар, который ест еду. Лягушка, которая ловит мух. Забавные лица, которые ребенок составляет из множества элементов. Животные, которые можно составить из конструктора – будь то слон, будь то хрюшка. Все забавно, все радует – даже, взрослых. Даже, нас самих постоянно.
В России мы продаем лишь 20% нашей продукции. Это не «позиционирование», а скорее проблема. Мы уверены, в России мы нужны людям, но сами магазины не хотят брать маленьких производителей. Крупные магазины любят продавать то, что и так продастся. Lego, Marvel и так далее. Тем более, они говорят «нет», когда узнают, что мы из России, и видят, что мы не дешевы.
Наши деревянные наборы стоят от 2.000 рублей. Дорого? Они сделаны из бука и березовой фанеры: это самые прочные и долговечные материалы. В наборах по 20-30-40 деталей – это тоже деньги. Покраска – бельгийские краски. Эти игрушки останутся на десятки лет. Мы не оправдываемся, но даже сама форма игрушек и деталей при производстве стоит денег – это же не «шаблонные» кубики и пирамидки.
2.000 рублей за набор это не только цена, но и его ценность. Есть понимание, что это не какая-то пластмассовая ерунда, а «друг» вашего ребенка.
Не надо думать, что нас покупают только богатые семьи. Мы видели фотографии в социальных сетях. Некоторые родители живут в очень стесненных условиях, но понимают, как много миру ребенка может дать качественная, красивая, развивающая деревянная игрушка.
Нам несколько раз писали, что хотят нашу игрушку, но нет денег. Тогда мы отправляли ее бесплатно. Мы не сможем это делать каждый раз, но – как в нашей жизни происходили приятные чудеса, так и мы рады иногда подарить кому-то чудо.
У нас есть «бюджетная» линейка товаров – игры из картона. Это очень приятный и уютный материал, но все же не такой долговечный, как дерево. А вот выпускать недорогие деревянные игрушки мы не будем: это значит надо делать совершенно «типовые» банальные кубики и пирамидки. Что само по себе не вписывается в нашу концепцию, а к тому же, мы не сможем конкурировать в этом сегменте с крупными производителями или устоявшимися игроками рынка.
Хотим сделать coming out: мы делали много ошибок. Иногда нам кажется, что мы только и делали, что ошибки. Например, мы слишком долго старались во что бы-то ни стало само производство игрушек оставить в России – а это получается еще дороже и, в общем-то, невозможно, если говорить о качестве. Так мы потеряли полтора года и большие деньги. Порой, мы были недостаточно гибкими с покупателями, не хотели «прогибаться» в ценах – и на этом теряли контракты. А иной раз слишком доверяли кому-то, и тогда опять-таки теряли время или деньги. Может быть, наша главная ошибка в том, что изначально мы не продавцы – один из нас по образованию дизайнер, а другой – архитектор. Но с другой стороны: нам уже шесть лет, мы развиваемся и все-таки стали продавцами.
Наша первая поставка была 8.000 игрушек. У нас тогда не было склада, и оказалось, что к нам приехал целый грузовик, который был целиком заполнен. У нас не оказалось даже грузчиков, и весь товар разгружали три несчастных человека. Это растянулось на целый день, грузовик перегородил въезд во двор и соседи несколько раз вызывали милицию.
Это одна из смешных наших ошибок.
Возможно, скоро мы совершим еще одну «ошибку». Потому что теперь нам хочется не просто производить игрушки, но и открыть сеть магазинов в Европе или России. Мы пока лишь думаем над этим, но мы хотим, чтобы это был не просто магазин, где продавалась только «Шуша», но и «образовательное» место – полу-стенд, полу-магазин. В Европе распространены такие заведения. А во Франции есть даже что-то вроде игрушечных «библиотек» - где ты можешь не купить игрушку, а взять ее на время поиграть.
В 2013 году у нас было четыре набора. Сейчас – 20. Через десять лет мы хотим, чтобы их было 200. И очень надеемся, что к тому времени в России появится то, что нам так понравилось видеть в Германии или Франции – когда люди покупают игрушки производителя, потому что он из их страны. Согласны – для этого самим производителям нужно делать красивые игрушки, которые хотелось бы покупать. Но мы их уж делаем.
Покупайте, играйте!