Татьяна Василец, молодой дизайнер в московской фабрике по производству игрушек и наборов для творчества "Санта-Лючия". "Груше" она рассказывает о своей профессии, о том, что такое вдохновение и как его искать, и о том, как собственно происходит рождение набора: как дизайнер его придумывает и о ком при этом больше думает: ребенке, который будет делать поделки, или родителях, которым станет эти наборы покупать.
Груша: Мы в редакции считаем, что дизайнер это почти самый главный человек в «игрушечной» компании. От того, какая упаковка у товара, зависит – купят его или нет.
Таня: Не совсем так. Успех зависит от общих усилий. Это командная игра: побеждает тот, у кого каждый игрок четко выполняет свою роль ради общей цели. Дизайнер, маркетолог, технический редактор, работник склада – все вносят свой вклад, все «почти самые главные».
Груша: Мы
беседовали с твоим руководителем. Она говорит, решить, какой будет упаковка, удается не сразу. Ей нравится одно, тебе другое…
Таня: Это нормально. Вкусы у всех разные: одному нравится красный цвет, другому зеленый. Тем более, в дизайне нет такого, что у какой-то задачи только одно правильное решение - это же не математика. Хотя, если дело касается композиции или цветовых сочетаний, - то есть «законов» дизайна, - то я настаиваю на своем мнении.
Груша: Говорят, дизайнеры страшные эгоисты с "больным самолюбием".
Таня: Это стереотип. А если такое впечатление и складывается, то только из-за того, что дизайнер - человек творческий, и его внутренний мир часто другой, совсем непохожий на "обычный". Хотя, мне лично, например, некогда думать о своей "гениальности" - я просто живу, работаю, развиваюсь.
Груша: Ты разрабатываешь не только упаковку, но и сами наборы. Что сложнее?
Таня: Обе работы одинаково важны. Нет смысла в красивой упаковке, если внутри нее – «пусто».
Груша: Как на фабрике игрушек происходит рождение идеи? К тебе приходит руководитель и говорит «хочу того, не знаю чего»? Или это ты приходишь и говоришь: «давайте сделаем вот так». Или к тебе приходит маркетолог и говорит, что рынок требует конкретно этого?
Таня: У нас постоянно проходят совещания. Руководство высказывает свои пожелания, я предлагаю свои идеи. Мы отбираем наиболее перспективные, и начинается кропотливая работа – по выбору материала и созданию пробных образцов. На этом этапе очень важно работать в тесном взаимодействии с менеджером по закупкам – важно выбрать не только самый подходящий материал, но и тот, который не сложно и не дорого купить. Всего же в создании наборов принимает участие семь специалистов из различных областей.
Груша: Летом «Санта-Лючия» запускает революционные «3D»-наборы для творчества. По сути, полноценные мини-инсталляции. Вечерний пляж, вид из окна. Твоя придумка?
Таня: Не моя, но идея мне кажется замечательной. И задача по ее реализации была увлекательной. Но совсем не такой простой, как может показаться. Например, объемная «рамка», которую вы найдете в коробке. Если бы это была «двухмерная» поделка или картинка, то вопросов нет – разработать рамку для такого случая достаточно просто. Но в 3D-картине все гораздо сложнее: конструкция должна получиться не только простой, но и надежной. Я рада, у нас все получилось.
Груша: Как заранее просчитывается сложность набора, чтобы он не получился слишком легким или наоборот?
Таня: По сути, главная задача - определить для какой возрастной категории мы его делаем. Мы исходим из того, что если набор рассчитан на «5+», то ребенку захочется, как можно скорее получить результат. Поэтому, они проще, хотя и взрослым будут интересны – им же в любом случае важно, чем занимается их ребенок! Если брать наборы «от 12 и старше» (это, как раз, новые, трехмерные картины), - то процесс создания можно удлинить и в целом разнообразить. Я бы сказала, что они не столько для детей, сколько для взрослых - ну, или для подростков. Полноценное такое произведение. Есть еще наборы «7+»: и в плане сложности, и в плане продолжительности они что-то среднее. Сейчас у «Санты-Лючии» в линейке четыре десятка наборов, и я рада, что они охватывают собой все возрастные ниши.
Груша: Есть ли типичные трудности, с которым дизайнер сталкивается при разработке набора или игрушки?
Таня: Сейчас это курс валют. Приходится придумывать, как сделать, чтобы и качество не страдало, и стоимость была невысокой.
Груша: За свою жизнь ты сама купила хотя бы один набор? Только честно.
Таня: Если честно, то покупала, но не себе, а «в подарок». Для себя и домашнего творчества я предпочитаю покупать заготовки и материалы по-отдельности.
Груша: Где ты черпаешь вдохновение? На скамейке, слушая птиц?
Таня: Музыка. Природа, путешествия, выставки, театр, предметы. По-хорошему, меня все, что угодно может вдохновить.
Груша: Назови тогда «универсальный вдохновитель», который окрылит любого?
Таня: Конечно же, железная дорога уходящая вдаль!
Груша: Ты ходишь по музеям? Там-то уж точно можно «зацепить» идею?
Таня: Конечно! При этом, для меня каждый поход это испытание – такое, вот, серьезное мероприятие, потому что я люблю рассматривать каждую картину, каждый экспонат, каждую «загогулину» на ней, наслаждаться линиями и формой, рассматривать цвет деталей. Не умею проходить все залы быстро, как некоторые.
Груша: А приходить, чтобы посмотреть только одну картину? Считается, что в идеале именно так и надо.
Таня: Нет, так тоже не умею. Надо все везде рассмотреть!
Груша: Для кого ты делаешь упаковку? Формально все наборы для творчества – детские, но покупают их родители.
Таня: Решение о покупке делает взрослый человек и коробка должна быть понятна в первую очередь ему.
Морская ваза
Груша: Какой набор, из тех, что ты делала, для тебя любимый – прямо «дитя» родное?
Таня: Набор «Морская ваза». Во-первых, удалось сделать визуально легкую и с любой точки зрения удачную коробку: она не только красива, но и очень хорошо продается. Плюс сам набор интересен и детям, и взрослым. Потом, он не сложный и увлекательный - это же настоящие морские ракушки, ты их держишь в руках, клеишь на вазу! И поделка в итоге получается не только красивая, но и приятная тактильно. Более того, эту вазу можно использовать – например, ставить в нее что-то. То есть, это не какая-то там еще одна бесполезная штука. Это прекрасный подарок.
Груша: А тебе не жалко детей, которых родители заставляют заниматься каким-то непонятным творчеством вместо того, чтобы поиграть в телефоне или гулять?
Таня: Абсолютно не жалко. Знаете, как мало сейчас встречаешь детей с «живыми» глазами? Потому что они совершенно не живут серьезной, внутренней жизнью – вернее, родители их не приучают. Родители, видимо, боятся, что ребенок будет капризничать или ему не понравится. Но это нормально, что поначалу ему что-то не нравится. Его нужно втянуть и у него проснется интерес. Я веду мастер-классы по творчеству и вижу, как дети начинают любить творчество, если помогаешь им увлечься процессом.
Груша: Что нужно, чтобы стать дизайнером?
Таня: На первой лекции в университете преподаватель сказал: дизайнер должен быть любознателен и ему должно быть интересно все. Это ключ.
Груша: А деньги? Они нужны?
Таня: Конечно, и много. Любой опыт, любая информация стоит денег. Чем она полезнее, тем она дороже. Такая жизнь.
Груша: Каким ты видишь идеальный магазин игрушек?
Таня: Там, где есть большой выбор. И он не должен быть скучным, как обычный супермаркет, где только прилавки и стены.
Груша: Мы согласны. Пожелай что-нибудь читателям «Груши»?
Таня: Желаю оставаться всегда увлеченными чем либо и радоваться жизни, внимательнее смотреть по сторонам!